Быть учителем – посвятить себя детям

Rо Дню учителя

Школьные годы навсегда остаются в памяти у каждого из нас: мы помним наш самый первый звонок, первую полученную двойку и самую волшебную школьную ночь – выпускной. Но все это было бы невозможным без тех, кто сопровождал нас на этом сложном, тернистом пути, направлял и вкладывал драгоценные знания, – без учителей. Только благодаря им мы стали теми, кем когда-то мечтали быть. Именно поэтому ежегодно 5 октября отмечается один из самых светлых и благодарных праздников – День учителя.
Узнать все детали этой невероятно сложной и в то же время интересной профессии нам помогла преподаватель математики и бывший директор Садовской школы Любовь Николаевна Гукова, которая уже 40 лет посвятила профессии учителя. 
 – Любовь Николаевна, что помните Вы из своих школьных лет?
 – Я родилась и обучалась в Казахстане, в поселке Алыкпаш Костанайской области. В то время у нас была еще восьмилетка, поэтому 9-10 класс я заканчивала в средней Караманской школе. Я всегда училась на 4 и 5, и не было ни одного предмета, который бы мне не нравился. Единственное, в старших классах возникали небольшие проблемы с гуманитарными дисциплинами, особенно с сочинениями, потому что у меня всегда был математический склад ума. Хотя в 1975 году, это был 10 класс, мы писали сочинение на тридцатилетие победы в Великой Отечественной войне, и моя работа даже ушла на район. 
 – Почему Вы решили стать учителем?
 – Я хотела стать учителем с самого детства, только в шестом классе был период, когда мне хотелось попробовать все: я мечтала быть и геологом, и агрономом, и даже альпинистом! Наставила меня директор моей школы Мария Ивановна Корниенко – замечательный педагог, которой я до сих пор благодарна. Она сыграла очень весомую роль в выборе моей профессии, сказав, что из меня получится отличный учитель. Я поступила в Костанайский педагогический институт, где проучилась четыре года. На третьем курсе у нас была первая серьезная практика в городской школе, тогда заболела учитель математики, и мне пришлось вести уроки вместо нее. Хоть я и очень переживала, но методист похвалила меня за мою работу. Именно в тот день я почувствовала, что по-настоящему хочу быть учителем.
 – Чем Вам нравится профессия педагога?
 – Самый большой плюс – это общение с детьми, ведь детям не свойственно лицемерие и ханжество. На твоих глазах они растут, учатся и развиваются. Приятнее всего видеть результат своей работы, когда ничего не понимающий ребенок становится все умнее и грамотнее, и то, что не получалось раньше, теперь решается на «раз-два». Мне так приятно, когда спустя долгие годы ко мне возвращаются ученики и благодарят не только за знания, но и за наставления, ведь быть учителем – значит, полностью посвящать себя детям. 
 – Что запомнилось Вам больше всего из преподавательской деятельности?
 – Школьные годы – это не только парты, учебники и ответы у доски. В памяти остаются именно те моменты, когда ты сближаешься с ребятами, узнаешь их лучше. Я прекрасно помню выпуск 1997 года, как мы ездили с моим классом на картошку, на патриотические сборы, как готовились к различным мероприятиям. Мы же все сценарии придумывали и писали вместе. Только скажешь ребятам про осенний бал или новогоднюю сказку, на следующий же день подбегают к тебе: «Любовь Николаевна, а мы тут придумали!...», и начинаем мы вместе готовиться. Это был мой самый первый и самый тяжелый выпуск, потому что мы очень притерлись друг к другу и действительно стали одной семьей. 
 – Сталкиваетесь ли Вы с какими-либо проблемами относительно преподавания?
 – Да, проблемы такие есть и их, к сожалению, не мало. Сейчас учителя должны работать по деятельностному методу обучения, то есть мы должны не вкладывать знания, а учить находить детей эти же знания, но в настоящее время идет перенасыщение информацией. Детям сложно выделить то, что необходимо, поэтому они запоминают то, что интересно. А это, к сожалению, никак не учеба. Часы математики в младших классах урезают, из-за чего, придя на урок математики в средней школе, ребята теряются и не растут дальше. Я также заметила такую тенденцию, как преобладание кратковременной памяти: то есть сейчас если ребенок и учит, то только к какой-то проверочной или контрольной работе, но если этот же материал потребуется, допустим, недели через две – он его уже не воспроизведет. Дети перестали учиться, запоминать, обучение все чаще сводится к «зубрежке». Мы начали сдавать ЕГЭ в 2003 году, и ребята тогда без особой подготовки прекрасно писали тесты на высокие баллы, а все потому, что они именно учились. С каждым годом количество золотых медалистов все ниже и ниже, и это не только в нашей школе. В последнее время очень часто возникают некоторые проблемы с родителями. Почему-то теперь они полагают, что, после поступления  ребенка в школу, его воспитанием полностью обязаны заниматься учителя. Да, преподаватели влияют на формирование личности ребенка, но ответственность за него все равно лежит на семье. И это еще не все актуальные существующие проблемы, а решать их необходимо.
 – Сейчас все меньшее количество людей останавливают свой выбор на профессии педагога. Как вы считаете, почему это происходит?
 – В России упал авторитет профессии учителя. Педагог перестал быть уважаемым, а ведь это одна из самых важных профессий. Также влияет такой фактор, как низкая заработная плата. Давайте смотреть правде в глаза: молодые люди все чаще видят на экранах телевизоров или в интернете красивую, роскошную жизнь, к которой в дальнейшем они и стремятся, поэтому они выбирают профессию не сколько по душе, а сколько по деньгам. Для того, чтобы молодые вновь хотели быть преподавателями, нужно профессию поднимать на уровне власти, говорить о ее важности, снова сделать ее уважаемой. А в учителя теперь идут только те, кто действительно этого хочет, ведь в первую очередь учитель – это не профессия, а призвание. 
 – Думали ли Вы когда-нибудь о том, чтобы сменить профессию?
 – Честно говоря, да. Когда я родила третьего ребенка, у меня стало гораздо меньше времени, да и школа располагалась далековато. Тогда подруга хотела мне предложить устроиться на работу к ним в банк, к тому же там освободилось одно место. Но я случайным образом встретила родителей своих учеников на улице, и они сказали, как сильно ждут моего возвращения дети и как они по мне скучают. Тогда я и решила: если меня ждут, то я обязана вернуться, поэтому я осталась учителем и не жалею о своем решении.
 – Что значит для Вас быть учителем?
 – Быть учителем – значит посвятить всю свою жизнь школе и чужим детям, которые потом становятся для тебя родными. Это нелегкий, самоотверженный труд, очень часто в ущерб себе и своей семье. Ты вкладываешь в каждого ребенка не только знания, но и моральные ценности, личностные качества, частичку себя. Я всегда думаю о школе: когда иду туда и когда возвращаюсь обратно домой. Думаю о ребятах, о приятных и не очень приятных моментах, анализирую. Я посвящаю себя школе полностью, хоть это и неправильно. Безусловно, я горжусь своей профессией. Я всегда ставила педагогов и ставлю до сих пор на планку выше других, потому что из школы выходят все: и великие хирурги, и известные художники. Все, что вложил в тебя учитель, – не пройдет бесследно. 
Дорогие, уважаемые коллеги! От всего сердца поздравляю вас с замечательным праздником – с Днем учителя! Желаю всем крепкого здоровья, творческих успехов, больше приятных моментов в работе, понимающих родителей и учеников! Желаю всем добра, тепла и мира в семье!
Арина БОРОВИНА.

Комментарии

Оставить комментарий

Учитель… Всего одно слово, но как много у него значений!

9 октября отмечает юбилей Ирина Викторовна Медведева, заведующая Кетовским детским садом №3

Бывают такие люди, от встречи с которыми, даже при плохом настроении, становится спокойно на душе

Незаметно прошло пятилетие – и вновь Тамара Митрофановна Спиридонова отмечает юбилей – круглую да

Все новости рубрики Люди и судьбы